Сегодня, 3 декабря, в Международный день инвалида, в Свято-Воскресенском кафедральном соборе г.Бишкека на Божественную литургию собрались подопечные с ограниченными возможностями отдела социального служения и благотворительности Бишкекской и Кыргызстанской епархии.
С раннего утра добровольцы на автомобилях доставляли к собору людей с ограниченными возможностями. Многим впервые за долгие годы довелось побывать в храме. Постояльцев Бишкекского городского дома-интерната общего типа для престарелых и людей с ограниченными возможностями священники и требные сестры милосердия, обычно, навещают в доме-интернате, где они имеют возможность участия в Таинствах Церкви. Сегодня же они сами смогли присутствовать в храме, увидеть всю красоту и торжественность богослужения и приобщиться Святых Христовых Тайн. Дети с особыми нуждами ОБФ «Жаныртуу» не в первый раз посещают храм, но всегда с особой радостью и благоговением участвуют в богослужении. Священники, сотрудники, сестры милосердия и добровольцы отдела постарались устроить максимально удобным пребывание этих замечательных людей в храме. Для всех нас этот день стал большой радостью. Совместным участием в Евхаристии, когда перед Чашей все равны – богатые и бедные, здоровые и немощные, молодые и престарелые, мы достигаем единства в Церкви Христовой.
По окончании Божественной литургии подопечных ждала праздничная трапеза, на которой они получили пищу не только для тела, но и для души. По просьбе участников трапезы митрофорный протоиерей Валентин Никонов и протоиерей Андрей Кунавин проповедали им слово Божие. Все радостно поздравляли друг друга с праздником и воскресным днем. На память об этом дне у всех подопечных остались поздравительные открытки, заботливо сделанные руками детей воскресной школы.
Людям с ОВЗ приходится постоянно бороться. За то, чтобы иметь возможность выйти на улицу из подъезда, перейти дорогу, подняться на автобус, получить работу и т.д. То есть за то, что составляет нашу обычную, повседневную жизнь. К сожалению, часто, когда люди с инвалидностью приходят в храм, встречают неласковый прием со стороны некоторых прихожан. Инвалидная коляска мешает, ребенок-инвалид необычно себя ведет, другой уронил подсвечник и т.д. Как изменить эту ситуацию? Нужно всем, священникам и прихожанам учиться принимать инвалидов и делать для них посещение храма удобным. Это полезно и душеспасительно, потому что люди, которые несут такой тяжелый крест инвалидности, несут его промыслом Божьим и для того, чтобы остальные стали милосердней, сострадательней. Внезапная тяжелая болезнь может стать для человека настоящей духовной катастрофой в том случае, если до этого он привык полагаться только на себя и свои силы. Вот почему люди с ограниченными возможностями являются для нас, пока еще здоровых, — примером, напоминанием о собственной нашей немощи, притаившейся в нашем естестве и лишь до поры не дающей о себе знать.
И уж лучше быть инвалидом телом, чем инвалидом душой. Мы знаем очень много святых, которые были инвалидами:
Блаженная Матронушка Московская. Она же была слепая. По современным понятиям – инвалид. А мы прославляем её как святую, идём к ней за помощью.
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Медик по образованию, один из лучших русских хирургов двадцатого столетия. В годы жесточайших гонений советской власти на Церковь святитель Лука совмещал епископское служение с активной хирургической практикой. Несколько раз подвергался аресту за исповедание веры во Христа. Потерял здоровье, отбывая ссылку на крайнем Севере. К концу жизни полностью ослеп.
Серафим Саровский — один из самых почитаемых святых нашей Церкви — от рождения был рослым и физически очень сильным человеком. Однажды во время похода в лес за дровами его подстерегли разбойники. Могучий инок Серафим легко мог справиться с ними даже без оружия, а тут у него в руках был топор. Но преподобный поступил иначе. Бросив им под ноги топор, он сказал: «делайте, что задумали». Разбойники жестоко избили преподобного Серафима, серьезно повредив ему позвоночник его же топором. На всех иконах этот святой изображен с согбенной спиной.
Инвалидность – это не приговор, а просто некие условия, с которыми приходится жить. Но мы все в чём-то ограничены. Одни ограничены телом, другие – способностями. Если это принять, то открывается другая бесконечность – бесконечность души.