На святочной неделе сотрудники и добровольцы Отдела социального служения и благотворительности Бишкекской и Кыргызстанской епархии, вместе в протоиереем Андреем Кунавиным посетили подопечных в психоневрологическом диспансере для женщин в г.Кара-Балта. Здесь живут взрослые женщины с психическими расстройствами, такими как умственная отсталость, шизофрения, деменция и др. Они лишены возможности жить самостоятельно, и по тем или иным причинам родственники и социальные службы не могут обеспечить им должную поддержку в обычных условиях. В результате, жизнь таких людей проходит в изоляции в стенах ПНД.
Отец Андрей поведал жителям диспансера о радости Рождества Христова. Все вместе прославляли Родившегося Христа словами: «Христос Рождается! Славите!». Отца Андрея здесь знаю давно, любят и всегда ждут его приезда. Ведь его приезд всегда сопровождается интересными историями, вкусными гостинцами и общением с, уже ставшими друзьями, сотрудниками и добровольцами социального отдела.
Для женщин были проведены веселые конкурсы. А дальше были шутки, песни, пляски, хороводы и много-много веселых игр. По окончании праздника все пациенты получили сладкие подарки, заботливо приготовленные прихожанами Собора святого равноапостольного великого князя Владимира г.Бишкека. Традиционно, каждый год, прихожане собора собирают денежные средства на приобретение подарков, чтобы поздравить с Рождеством Христовым тех, кто находится вне дома, тех, кто в силу обстоятельств, не может ощутить всю полноту радости праздника, будучи в разлуке с родными и близкими. Самое главное, в процессе общения рождается уважительное, теплое и живое общение между добровольцами и подопечными ПНД — то, что действительно лечит душу.
Душевные болезни, как и болезни физические являются следствием, так называемого, первородного и, отчасти, родового греха. Под первородным грехом Церковь подразумевает поврежденность человеческой природы, как таковой, в Адаме. Под родовым грехом наследственную передачу от предков потомкам греховных наклонностей, а с ними и болезней (в том числе и на генном уровне). Само собой разумеется, душевно больные люди не обладают той полнотой умственных возможностей, какую имеют обычные люди. Ограничена для них и область вменения, то есть нравственной оценки их поступков. Не зря состояние, в котором они совершают то или иное действие именуется не вменяемым. А потому и возможности сознательного поиска Христа и спасения для них ограничены болезненным состоянием, в котором они находятся. Тем не менее, эти люди не лишаются Богом вечного блаженства потому, что не имеют личных грехов и в силу болезни не способны во всей полноте к самоопределению по отношению к Создателю. «Всякая – же душа по природе – христианка» - учит Тертуллиан, то есть человек от рождения не является богоборцем, но может таковым стать лишь вследствие греховной жизни. Можно – ли назвать душевнобольных «обреченными» на спасение? – В определенном смысле – да. Но, думаю, такая «обреченность» дорого им стоит и далеко не каждый человек захочет для своего спасения прожить жизнь душевнобольного. Это - крест, и крест очень не легкий. Потому и Господь вознаграждает за несение такого креста. Нужно только, - как говорил один святой, - не мешать им, то есть, дать возможность жить в том состоянии, в котором они находятся. Некоторые – же люди, не желая смириться с промыслом Божиим о своем близком, стараются всеми способами исцелить его, избавить от душевного недуга, и тем мешают его спасению.
Протоиерей Димитрий Шушпанов